что это за профессия? Профессии, связанные с менеджментом
Одна из самых популярных специальностей на сегодня, которую выбирают молодые люди после получения среднего образования – менеджмент. Что это за профессия? Кем может работать менеджер? Поговорим об этом в данной статье.
Куда пойти учиться
Один из самых сложных вопросов для родителей подростков о том, куда отдать учиться свое чадо после окончания школы. Только один из десяти ребят может четко сказать, кем он хочет стать. Как правило, таких ребят не столь сильно интересует заработок, больше всего они хотят научиться делу, любимому с детства.
Если же ни молодой человек, ни девушка не знают, кем они хотят работать, тогда на помощь в выборе специальности приходят родители. Выбирают чаще всего самые востребованные, на их взгляд, факультеты – юриспруденцию, финансы или менеджмент.
Какие профессии может избрать для себя после менеджер? Сколько может зарабатывать менеджер? Сложно ли учиться по этой специальности? Разберемся с этими вопросами по очереди.
О профессии – предмет и метод
Менеджмент — что это за профессия? Как давно появились менеджеры, ведь название относительно современное? Между тем менеджмент относится к одной из древнейших профессий, известных человеку. Это термин имеет много определений, но если сказать коротко, то менеджмент – это управление, а менеджер – тот, кто управляет процессом или объектом.
Во все времена любому предприятию нужен был управляющий, тот, кто будет задавать путь развития деятельности. Этот человек может не владеть профессией, специфичной для этого предприятия, но имеет хорошие знания о том, как сбывать товар, производимый на предприятии, или как расширяться. Деятельность менеджера на сегодня не изменилась. Получая диплом по специальности «менеджмент», студент должен владеть знаниями, которые позволят стать ему эффективным руководителем.
Сложное ли обучение специальности «менеджмент»
Что это за профессия, мы уже разобрались. Сложно ли будет учиться по этой специальности? Безусловно, наклонности у каждого свои. Так, обучение не покажется сложным тем, кто имеет гуманитарный склад ума, аналитические способности. На первом курсе обязательны общие предметы вроде высшей математики или информатики, но сопромата и физики точно не будет. Начиная со второго курса, студенты все больше будут уделять внимание экономическим специальностям. Введение в профессию менеджмент также начинается со второго курса, на первом же студенты заложат фундамент политэкономии. К окончанию университета они получат максимальное количество знаний об управлении предприятием, процессами, людьми.
Подразделения менеджмента
На сегодняшний день человека, который возглавляет то или иное предприятие, принято называть управляющим, в то время сотрудники, отвечающие за деятельность той или иной службы, относятся к категории топ-менеджмент. Понятное дело, что чем больше предприятие, тем больше различных служб (операционных отделов или подразделений) там может быть. Например, сколько подразделений в магазине? Прием товара, хранение, размещение товара на витрине, продажа товара, оборот средств. Кроме того, еще есть бухгалтерия, которая занимается налоговым учетом, подсчетом заработной платы, прибыли. Если же это производственное предприятие, то служб будет намного больше.
Кем может работать менеджер на предприятии
Какое же подразделение может возглавить менеджер? Есть различные специальности, связанные с управлением. К примеру, финансовый менеджмент — профессия тесно связана с оборотом денежных средств, их учетом и контролем. Получив специальность с таким названием, студент может работать в банке, на любом предприятии в финансовом отделе, заниматься аудитом.
Очень популярен среди студентов на сегодня и «менеджмент организации». Что за профессия? Она носит более общий характер и подразумевает знание функционирования предприятия в целом, путей его развития на внутреннем рынке, выхода на внешний.
Менеджмент в спорте подходит для тех, кто увлечен тем или иным видом спортивной деятельности. Если спортсмен желает развития, создать собственную команду, то он может получить такое образование. Менеджмент внешнеэкономической деятельности позволит специалисту успешно работать на внешнем рынке, если предприятие совершает сделки, связанные с экспортом и импортом.
Кем может устроиться студент после окончания университета
Наивно полагать, что после того, как вы получите образование по специальности «менеджмент», вас тут же возьмут на интересную позицию в топ-менеджменте предприятия. Все же общие знания, полученные в высшем учебном заведении, и реальная жизнь с настоящими проблемами — это две большие разницы.
Поэтому, если у вас нет возможностей устроиться «по блату», то лучше начать построение карьеры с получения какой-нибудь не очень высокой должности. Например, вы хотите стать управляющим крупной розничной сети магазинов. Пусть вы изучили в университете, как бороться с конкурентами, повышать прибыль и как мотивировать сотрудников. Но ведь вы не знаете, как это происходит на практике! Нет ничего зазорного в том, чтобы поработать полгода-год в качестве консультанта в магазине, затем стать администратором зала. Вы увидите, как работает магазин, что думают сотрудники о нем, покупатели. Заняв более высокую позицию на основании полученного опыта и ваших знаний, вы сможете принимать эффективные управленческие решения.
Профессии, связанные с менеджментом
В последнее время появилось много профессий с приставкой «менеджер». Так как мы выяснили, что менеджмент – это управление, то профессии могут и не иметь никакого отношения к экономике.
SMM-менеджер – человек, который занимается продвижением и раскруткой сайтов. Аббревиатура SMM расшифровывается как Social Media Marketing.
Контент-менеджер – человек, отвечающий за наполнение контентом (информацией) сайтов.
Арбитражный менеджер – человек, который в ходе своей деятельности занимается помощью предприятиям, стоящим на пороге банкротства.
Девелопер-менеджер – человек, который занимается развитием предприятия, повышением его узнаваемости на рынке.
Бизнес-тренер – человек, который (чаще всего на основании своего опыта) рассказывает, как можно стать успешным менеджером или вывести свое предприятие в ТОП. Для того чтобы стать бизнес-тренером, нужно иметь громкое имя или достаточно раскрученный бизнес, иначе кто захочет у вас чему-то учиться.
Бренд-менеджер – специалист, раскручивающий имя (бренд) организации. Организует концерты, промо-акции, мероприятия, которые повысят известность предприятия.
И напоследок
Теперь вы имеете более обширное представление о такой специальности, как менеджмент, что это за профессия. Как видите, не всегда менеджером может трудиться тот, кто закончил исключительно экономический факультет. Если вы чувствуете в себе управленческие способности и интерес к этой профессии, то смело поступайте в университет на эту специальность.
fb.ru
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ — это… Что такое МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ?
- МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ
- работник, профессионально осуществляющий функции управления образованием на основе современных научных методов руководства. Существует три группы (уровня), менеджеров образования. К первой группе (высший уровень) относится административный персонал образовательных учреждений и органов управления образованием; вторую группу (средний уровень) составляют руководители методических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования; третья группа — учитель как организатор управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
- МЕНЕДЖЕР
- МЕНЕДЖМЕНТ
Смотреть что такое «МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ» в других словарях:
ТОП Менеджер — (TOP Manager) Топ менеджер и его роль в компании, характеристики топ менеджеров Топ менеджер как центральное звено управления компанией, требования к топ менеджеру Содержание Содержание Раздел 1. Основные факты о профессии . Топ менеджер —… … Энциклопедия инвестора
HR-менеджер — HR ме неджер (англ. «human research manager») менеджер по персоналу, в задачи которого входит решение задач построения комплексной системы управления персоналом. В круг задач HR менеджера входит мотивация персонала (не только материальная, но и… … Википедия
Зубович, Людмила Николаевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зубович. Людмила Николаевна Зубович … Википедия
Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Институт управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь — Институт управленческих кадров (ИУК) Оригинальное название Інстытут кіруючых кадраў Международное название Managerial Personnel Institute Прежнее название … Википедия
Школа № 6 (Обнинск) — Средняя общеобразовательная школа № 6 … Википедия
Известные обнинцы — Структура категорий, содержащих статьи об обнинцах: [−] … Википедия
Государственный Университет Управления — (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз Ars gerendi Ars vincendi … Википедия
Московский инженерно-экономический институт — Государственный университет управления (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз Ars gerendi Ars vincendi … Википедия
Университет управления — Государственный университет управления (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз Ars gerendi Ars vincendi … Википедия
professional_education.academic.ru
Профессия – менеджер в образовании :: Федеральный образовательный портал
Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования
83-й федеральный закон предусматривает переход образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных. Процесс должен быть завершен до середины 2012 года. К этому времени каждый директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения как самостоятельной финансовой структуры.
— Виктор Александрович, как можно определить суть профессии «директор школы»? Это старший учитель – первый среди равных в своем коллективе – или специально обученный менеджер, который необязательно должен быть «выходцем» из педагогической среды?
— Дискуссия о том, кто же такой директор школы – старший учитель он или менеджер, – не так давно шла во всем мире, а в России продолжается и сегодня. Были времена, когда побеждала первая позиция, но сейчас мы все больше склоняемся ко второй.
После принятия 83-го федерального закона о переходе образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных в период до 2012 года директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения, субъекта хозяйственной деятельности как самостоятельной финансовой структуры, определять шаги развития.
В этой ситуации такими же профессиональными менеджерами должны стать и все работники органов управления образованием – например, сотрудники муниципальных отделов образования, по-старому – РОНО.
— Если анализировать работу директора школы, в чем ее принципиальные отличия от работы, к примеру, директора производственного предприятия или магазина? Какими научными знаниями он должен обладать, чтобы руководить учителями?
— С учителями, мне кажется, действующий директор школы умеет справляться без всякой науки. Другой вопрос, что за исключением ЕГЭ и выпускных экзаменов за основную школу – у директора нет иных источников объективной информации о работе учителя. Если судить по отчетам – все хорошо, а что на деле? Часто говорят, что есть еще результаты олимпиад, но если в школе учатся дети из трудных семей, им зачастую вообще не до олимпиад.
Поэтому одна из задач директора – создать в школе систему оценки эффективности деятельности учителя. Если директор опытный, он все и так понимает, но не артикулирует, не систематизирует. Главное, что директору нужно учитывать, – это «добавленную стоимость»: что именно конкретный учитель дал классу или конкретному ученику. Вот дети были такие, потом они поучились у него, и налицо такие-то изменения. Технологические подходы к такой оценке известны.
— У школы есть определенный бюджет, которым директор должен грамотно распорядиться. Как это сделать, чтобы учесть все аспекты образовательного процесса в ситуации, когда денег, как всегда, не хватает?
— Новые стандарты предполагают и обучение, и воспитание детей, и формирование у них мыслительных навыков, и многое другое. Но директор, планируя расходы, исходит, прежде всего, из количества уроков, которые каждый учитель проводит с классом, для этого даже есть соответствующие таблицы. Если школа должна детей не просто учить, но и воспитывать, где на это взять деньги, если финансируются только уроки?
Это тяжелый вопрос именно для менеджера, и ответы на него сейчас пытаются найти. Предполагается, что будет происходить переход от финансирования уроков к финансированию заказов, а в заказе нет записи, что за получаемые деньги нужно провести 100 уроков математики и 100 уроков русского языка. Деньги даются на работу школы в целом, а уж директору надо понять, как их тратить. Чисто менеджерская задача: ты выиграл госзаказ и планируешь свою работу. Такие задачи сегодняшнему директору школы никогда решать не приходилось.
— Есть ведь еще и так называемые внебюджетные деньги. Вряд ли найдется такой директор школы, кого родители за глаза не обвиняют в поборах. В некоторых случаях доходит до того, что подобные обвинения выдвигает и прокуратура…
— Без внебюджетных денег не живет ни одного образовательное учреждение ни в одной стране, за исключением очень тяжелых дотационных ситуаций. Всегда есть то или иное количество родительских денег, и директор должен принимать решения, как их грамотно собирать, как их грамотно использовать – и в том плане, чтобы тебя не привлекли к ответственности за поборы, и чтобы они были наиболее эффективны для достижения целей, стоящих перед школой. Это тоже вопрос, который сегодня возникает у наших директоров и ответ на который большинство из них тоже не может дать опять же в силу отсутствия менеджерской подготовки.
Кстати, у многих директоров уже возникает более широкая менеджерская проблема – взаимодействие с общественностью, основу которой составляют родители.
— Понятно, что учителей готовят в педагогических вузах. А на менеджера образования – директора школы, сотрудника управления – где можно выучиться?
— Традиционно в российских педвузах менеджеров образования не готовят. Есть всего несколько примеров, когда такая подготовка осуществлялась в рамках второго высшего образования, в том числе с использованием дистанционных форм, но качество подготовки нередко вызывало нарекания.
Недавно подготовку менеджеров в сфере образования в рамках совместной магистерской программы «Управление образованием» взяли на себя Институт развития образования Высшей школы экономики и Московская высшая школа социальных и экономических наук. Я полагаю, благодаря этой программе проблема управленческих кадров для школ Москвы и Московской области в ближайшие несколько лет будет решена. Секрет успеха здесь в том, что к преподаванию привлекаются представители разных отраслей знания – в Высшей школе экономики это профессора факультетов менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления.
— В какой мере при подготовке менеджеров в образовании стоило бы привлекать к преподаванию директоров школ, чей опыт является общепризнанным?
— Безусловно, без этого не обойтись – без разбора реальных сюжетов, кейсов директора школы обучить невозможно. Образовательные менеджеры с опытом работы привлекаются для преподавания на всех магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ, и магистерские диссертации должны быть посвящены не только и не столько абстрактным исследованиям, сколько полевой работе, полевым практикам.
При подготовке директоров важен опыт наших самых успешных школ – всем известен, например, Центр образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского. Практику этой школы нужно анализировать, и Рачевский будет только благодарен, если это сделают слушатели магистерской программы, потому что он все время обсуждает следующий шаг развития, не останавливается на достигнутом, думает, как сделать школу лучше. В Москве есть еще как минимум три десятка школ с позитивным опытом, где магистранты могли бы проходить практику, на материале которых можно писать магистерские диссертации.
На примере Центра Рачевского, на мой взгляд, особенно интересно проанализировать, как построен диалог родителей и школьного менеджмента. Это, в самом деле, диалог, в ходе которого вырабатывается консенсус, иногда – компромисс. Там очень много внимания уделяется формированию индивидуальных образовательных программ, и для директора это непростая задача и финансово, и организационно. Там есть такое неформализованное понятие, как дух школы: директор, учителя, школьники, многие родители живут в одном пространстве, работают в единой команде. Это, конечно, уже не менеджмент – это искусство, но его тоже нужно изучать.
— Сфера образования – не самая высокооплачиваемая, и у менеджера так или иначе возникает проблема удержания квалифицированного персонала. Есть ведь риск, что выпускники магистерских программ в сфере образования – будь то директора, или учителя-предметники, или специалисты по измерениям в образовании, – повысив квалификацию, дорого «продадут» ее где-нибудь за пределами школы? Есть ли на этот счет универсальные рецепты?
— Как удержать молодых людей в системе общего образования при нынешних зарплатах – это непростой сюжет для менеджера. Да, человек может пойти в бизнес и зарабатывать те же суммы, но только в долларах или в евро. Эту проблему пытается решать и федеральное правительство, и московское. Зарплата должна быть достойной, и пока эта проблема не решена, отток талантливых людей будет. Известно, что по окончании факультетов иностранных языков или факультетов, связанных с информатикой и компьютерными науками, в школы из педагогических вузов мало кто идет. Системного варианта решения проблемы пока не найдено. И в случае с программами Института развития образования НИУ ВШЭ есть риск, что они будут не столько работать на школу, сколько просто готовить грамотных менеджеров социальной сферы. Там их тоже не хватает.
— А для высшей школы проблема подготовки менеджеров стоит так же остро, как и для средней?
— Честно скажу: я считаю, что у большинства наших университетов потребностей в менеджменте нет.
— Почему? Ведь о необходимости расширения самостоятельности вузов говорится не первый год…
— В статус автономного учреждения пока что перешли единицы. А если вуз остается традиционным бюджетным учреждением, то смета «приходит сверху», и заработанные деньги распределяются не как у нормального хозяйствующего субъекта, а по принципу латания дыр: математики денег не зарабатывают – давайте у юристов возьмем и купим учебники для математиков… Это тришкин кафтан, никакого планирования.
Проблема и в другом. В России для вузов проводится много конкурсов, по результатам которых они получают серьезное дополнительное финансирование. Мне пришлось читать больше половины заявок на участие в таких конкурсах – это кальки с английских аналогов, причем никто не понимает, что они означают, например, на уровне факультета. На вопросы о том, кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам, ответов нет.
В прошлом году Институт развития образования НИУ ВШЭ открыл программу «Управление в высшем образовании», и это программа для амбициозных университетов, которые думают о том, что будет послезавтра – даже не завтра. А действующий проректор традиционного университета учиться на менеджера не захочет. Зачем? У него и так все хорошо. Подготовка менеджеров высшей школы – это для молодых ребят, которые рассчитывают на то, что полученные знания позволят сделать очередной шаг в развитии вуза. Но я предвижу сложности в том, как они будут приживаться в своих вузах, – боюсь, большинству действующих руководителей они покажутся слишком умными.
Беседовала Екатерина Рылько
Подробнее о магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ – в интервью Виктора Болотова на портале РИА Новости.
ecsocman.hse.ru
Профессия – менеджер :: Федеральный образовательный портал
Высокая неопределенность и риски, существующие в России, требуют от менеджеров особых качеств. И даже иностранцы, приезжающие к нам работать, должны ими обладать. Одно из этих качеств – авантюризм. Именно авантюрные люди здесь задерживаются, так как им нравится атмосфера России, где есть множество сложностей. Но наряду со сложностями есть огромные возможности, каких нет на Западе.
— Сергей Ростиславович, хотелось бы начать с вопроса о возникновении менеджмента. Как он зародился и в чем суть этой деятельности?
— Первые элементы менеджмента как профессии появились уже в XVIII веке. Одна из причин – разделение труда, которое требовало координации деятельности различных работников, выполняющих частичный труд. Одной из задач менеджера стала координация усилий многих людей. А менеджмент как наука возник на рубеже XIX – XX веков. В XX веке менеджмент, наряду с научными открытиями, стал одним из главных факторов прогресса человечества и повышения уровня жизни.
Профессия менеджера связана с необходимостью принятия решений. В середине XIX века, когда бурно развивалось промышленное производство, появилась корпоративная форма собственности, возникли акционерные общества. В акционерном обществе собственников много и, как правило, они не выполняют функции менеджеров. Поэтому стали нанимать людей, которые выполняли бы эти функции.
Тогда же возникла так называемая агентская проблема, потому что в любом открытом акционерном обществе наемный менеджер управляет чужой собственностью, принадлежащей акционеру. Эта проблема и на сегодняшний день до конца не решена. Менеджмент до сих пор является инновационной сферой, где что-то придумывается и изобретается.
Нужно сказать, что до сих пор человечество сталкивается с управленческими кризисами. Например, в 2001 году был серьезный управленческий кризис, после которого стали видны ограничения, казалось бы, простой идеи о том, что менеджер должен заботиться о росте акционерной стоимости компании, ее рыночной капитализации. Этот кризис прошел, были внесены законодательные коррективы, но не исключено, что через какое-то время нас ожидают новые непредсказуемые сюрпризы.
— А кто выполнял функции менеджера до появления этой профессии? Ведь необходимость в подобной деятельности все же была…
— До промышленной революции, как правило, хозяин предприятия – мастерской или завода – сам выполнял функции руководителя. У него, конечно, были и мастера – специалисты низшего звена, которые осуществляли чисто исполнительские функции.
— Какое образование должен иметь менеджер? В каких отраслях знания он должен разбираться?
— Профессия менеджера требует от человека очень широкого спектра навыков и умений.
Менеджер должен понимать основы экономики, должен ориентироваться в экономической теории, несмотря на то, что экономическая теория довольно далека от реалий экономической жизни. Ему необходимо владеть также элементами маркетинга и разбираться в финансах. Подчеркиваю, не каждый менеджер должен уметь составить баланс предприятия, но читать баланс должны уметь все. Конечно же, менеджер должен понимать стратегию и основы управления людьми, даже если он не специалист по управлению персоналом, а просто линейный руководитель. У него все равно есть подчиненные, нужно уметь ставить им задачи, мотивировать их, проявлять в общении с ними лидерские качества.
— Есть много разных менеджеров: по управлению персоналом, по управлению проектами, по управлению инновациями – и другие, причем возникает ощущение, что перечень их постоянно пополняется. Какие менеджеры, на ваш взгляд, сегодня только появляются, а в перспективе на них будет особый спрос?
— Очень многое в работе современных компаний зависит от скорости обмена знаниями внутри них, и было бы хорошо, если бы в компании работал специалист, в обязанности которого входила бы организация процесса обмена знаниями между сотрудниками. Речь идет о профессии «менеджер знаний», и его функционал сейчас обсуждается.
Менеджер знаний – это человек, который внутри компании должен организовать процесс накопления и распространения знаний, необходимых для успешного ведения бизнеса. Он не должен быть суперэрудитом, а должен владеть технологиями распространения знаний. И здесь есть некоторая проблема – ведь знания сосредоточены в сознании конкретного человека. Каждый сотрудник в компании обладает определенным набором знаний. Чтобы работа шла более слажено, необходимо, чтобы сотрудники, которые мало соприкасаются друг с другом в текущей работе, делились между собой элементами знаний из своих областей. Ведь чем сложнее бизнес, чем он более «знаниеёмкий», чем больше нужно знаний для его реализации, тем важнее процесс обмена знаниями.
К сожалению, сейчас менеджеров знаний практически нигде не готовят – в некоторых компаниях есть такие сотрудники, но они – самоучки.
— Если сравнивать особенности менеджеров в России и за рубежом, есть ли какие-то характерные различия?
— Функции менеджмента универсальны. Если говорить о четырех базовых, то это организация, планирование, мотивация и контроль. Они реализуются во всех компаниях вне зависимости от того, в какой стране они находятся, – в Японии, США или России. Но, конечно, отличия есть в любой стране. Например, как и чем мотивируют людей, очень сильно зависит от национальной культуры, и менеджер, работающий в конкретной стране, должен это учитывать.
Высокая неопределенность и риски, существующие в России, требуют от менеджеров особых качеств. И даже иностранцы, приезжающие к нам работать, должны ими обладать. Одно из этих качеств – авантюризм. Именно авантюрные люди здесь задерживаются, так как им нравится атмосфера России, где есть множество сложностей. Но наряду со сложностями есть огромные возможности, каких нет на Западе. Например, уровень развития некоторых отраслей в России еще крайне низкий. В них можно проявлять креативность, строя новые предприятия, вводя современные технологии и т.д., что крайне сложно сделать на уже поделенных рынках развитых стран.
— А от уровня экономического развития страны востребованность менеджера зависит?
— Конечно, зависит. Например, говорить о менеджменте в советских условиях не приходилось. Существовала плановая экономика, и даже генеральные директора крупных предприятий фактически были исполнителями решений, которые принимались, скажем, в Госплане.
А потом в государстве изменилась экономическая система. В 1990-е годы возникла потребность в большом количестве менеджеров, и 2000-е годы ушли на их подготовку. Но сейчас Россия по-прежнему испытывает их острую нехватку. Причин тому множество, и одна из них в том, что Россия не построила классическую рыночную экономику, и экономика страны очень сильно испытывает на себе влияние государства. А государственное управление отличается от рыночного управления. Собственно, у государства свои функции, а у рынка свои.
С другой стороны, есть люди, которые, на мой взгляд, эффективно работают и в сфере менеджмента, и в сфере государственного управления. Например, Андрей Владимирович Шаронов – бывший заместитель министра экономического развития РФ, статс-секретарь, после ухода с госслужбы работал исполнительным директором российской инвестиционной компании «Тройка Диалог», а потом опять вернулся на госслужбу – сейчас он заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики.
— А если взглянуть на профессию менеджера в общем, вы видите какие-то отрицательные моменты?
— В профессии менеджера довольно большая рутинная компонента. Там есть вещи, которые нужно делать изо дня в день – например, осуществлять функцию контроля. Многим людям это не по душе. Поэтому менеджер и предприниматель, как правило, люди разные. Предприниматель – энергичный, все время хочет что-то изобретать, создавать новое, уничтожать старое. Менеджер – стремится к тому, чтобы что-то упорядочить.
Но у менеджера есть и преимущества – он видит результат своего труда, у менеджера меньше рисков, чем у предпринимателя, потому что он, как уже говорилось, управляет чужой собственностью. На Западе уже давно возникло такое разделение: люди либо становятся предпринимателями (как правило, с юности), либо предпочитают карьеру менеджера.
— И каким, по-вашему, должен быть менеджер с большой буквы?
— Менеджер с большой буквы – это не просто менеджер, но и лидер. В 1970-е годы была сформулирована максима, которая очень красиво звучит по-английски: «Managers do things right, and leaders do right things». «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Таким образом, раньше считалось, что лидеры принимают решения, определяют, что делать, а менеджеры должны грамотно воплощать эти решения. Я считаю, что на сегодняшний день это перестало быть дилеммой, и менеджер с большой буквы должен быть как профессиональным менеджером, который знает, как и что организовать, так и человеком, обладающим лидерскими качествами, умеющим определять, что именно нужно делать в данный момент.
Например, ректор является генеральным менеджером университета. Он должен принимать решения – допустим, какие факультеты открывать. Топ-менеджеры производственных предприятий самостоятельно решают, что им делать, какую продукцию выпускать, в каком объеме, какой должен быть ассортимент и т.д. Поэтому менеджер должен обладать способностью принятия решений, но помимо этого – уметь собирать и обрабатывать информацию, уметь посмотреть на то, что происходит вокруг организации. Для этого необходим широкий кругозор. Топ-менеджер, принимающий решения, должен отличаться изобретательностью, креативно мыслить.
Беседовала Юлия Соловьева
ecsocman.hse.ru
Государственные требования
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
14 ноября 2003 г. N ГТППК 31/36
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ» (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
1. Общая характеристика дополнительной
профессиональной образовательной программы «Менеджмент
в образовании» для получения дополнительной
квалификации «Менеджер образования»
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Менеджмент в образовании» для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» (далее — Государственные требования).
1.2. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании» для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» является:
— формирование у руководителей и специалистов дополнительных знаний, необходимых для эффективной работы менеджера;
— углубленное изучение специализированных программ в области менеджмента в образовании с целью их применения в сфере управления учреждениями образования;
— формирование умений и навыков для следующих видов деятельности:
управленческая;
организационная;
информационно-аналитическая;
проектно-исследовательская;
финансово-экономическая;
административно-хозяйственная;
инновационная;
методическая.
1.3. Сферами профессиональной деятельности менеджера образования, освоившего дополнительную профессиональную образовательную программу «Менеджмент в образовании», являются дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данную квалификационную характеристику, приводятся в п. 6.
Исходя из своих квалификационных возможностей, наличия высшего профессионального образования специалист в области менеджмента в образовании подготовлен к самостоятельной работе на должности руководителя дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждений.
1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании» — 1200 часов.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимому для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы «Менеджмент в образовании»
для получения дополнительной квалификации
«Менеджер образования»
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования», должны иметь высшее педагогическое образование, подтвержденное документом государственного образца. Все лица, желающие получить дополнительную квалификацию, проходят собеседование с целью определения творческих способностей, необходимых для работы менеджера. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением, и необходимых условий для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора по результатам собеседования. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета и с учетом подготовки слушателя по программе профессионального образования.
Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления образованием для действующих руководителей учреждений дошкольного и общего среднего (полного) образования, а также подготовку резерва кадров. Обеспечена корреляция с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальности «Менеджмент в социальной сфере» (061200).
studfiles.net
«Менеджером можно стать и без образования…» — Пять углов
Роль высшего образования в современном обществе сильно изменилась. Еще сто лет назад школьное образование получало меньше людей, чем сейчас заканчивает вузы. Тогда для работы и успешной карьеры достаточно было окончить хорошее учебное заведение – реальное училище или гимназию. И лишь для работы в специальных областях, где требовались особенные знания, нужно было получать высшее образование. Такими областями всегда были юриспруденция, медицина, сложная инженерная работа. Собственно, с этого и начинались университеты. У англичан есть такое выражение – «It’s not a rocket science» («это не очень сложно»). Так вот, любой инженер в конце XIX – начале XX века был человеком масштаба rocket science. Их было очень мало, они занимались серьезным делом и получали очень много денег. Вот для чего было нужно высшее образование.
Образование ради образования
Современная установка – это когда после школы нужно еще несколько лет поучиться в колледже каким-то общим вещам – литературе, философии – чтобы потом стать менеджером. Ведь, в принципе, менеджером можно стать и без этого. В развивающейся экономике спрос на такое высшее образование растет и начинает в какой-то момент становиться самодовлеющим. Где-то в 90-е годы, сами не заметив, мы перешли тот рубеж, когда люди стали получать образование не потому, что оно им нужно, а просто потому, что так принято. Если раньше высшее образование для многих было средством прихода в какую-то профессию, для получения какой-то должности, то сейчас оно стало ценностью само по себе. Как же, все учатся – и я буду учиться!
И это мы видим по тому, как подают документы студенты. Например, на факультеты экономики, менеджмента и социологии надо сдавать математику, а на факультеты истории, политологии и юриспруденции – не надо. И они подают на все три факультета одновременно, потому что им в каком-то смысле все равно. Это прямое свидетельство того, что ценностью для них является само высшее образование, оно перестало быть инструментом получения нужной профессии. Работу они будут искать другим образом. И поэтому не имеет значения, какой факультет выпускники окончат: во многом их будущее может оказаться схожим, например они станут менеджерами.
Общее или специальное?
Отчасти эта ситуация связана с тем, что у нас устаревшая модель образования и номенклатура специальностей. В современном мире побеждает англосаксонская, или англоамериканская, модель. Там, поступая в университет, студент первые несколько лет учится неким общим вещам: древним языкам, литературе, математике… А потом идет работать, например, в министерство иностранных дел. Русская модель – это окончить МГИМО и пойти в министерство иностранных дел. Но дипломатия – это искусство, а не наука, ее нельзя освоить в классе. Поэтому четыре года в британском или американском колледже тратятся на языки, историю, на какие-то общие полезные предметы.
У нас же до сих пор сохраняется система, при которой школьник в 17 лет выбирает узкую специализацию. Конечно, человек в этом возрасте не может знать, куда его заведет жизнь. И поэтому не приходится удивляться, что многие меняют свою специальность на втором-третьем курсе, в крайнем случае берут вторую специальность. Например, в инженерном вузе студенты часто начинают учить экономику и менеджмент, полагая, что это сочетание точно поможет им устроиться в жизни. Еще неизвестно, в какой области, – но они понимают, что два диплома лучше, чем один.
Если бы всех брали, например, на специализацию «Инженерное дело», а потом после первого-второго курса путем сортировки делили студентов по специальностям, то у нас было бы меньше необходимости менять направление. В нашем университете мы вот что придумали: у студента, который учится на какой-либо специальности по российской номенклатуре, будет возможность выбрать вторую специальность – minor. Это, например, международные отношения, международный менеджмент или data science, наука о данных. Если наш социолог или политолог хочет работать в международной компании, он сможет пойти на англоязычную программу – и так у него, по крайней мере, будет больше степеней свободы.
В современном обществе образование вообще перестает быть какой-то отдельной, обособленной задачей. Мало поступить в вуз и отучиться в нем четыре года. Пополнение знаний должно продолжаться всю жизнь, поэтому придется постоянно добирать дополнительные курсы, посещать мастер-классы и тренинги, чтобы развивать необходимые в процессе развития карьеры навыки. Коллеги из американского технологического института рассказывали мне, что самым полезным их студенты назвали курс бизнес-письма. Они обнаружили, что мало создать инженерную разработку – надо убедить остальных в том, что она действительно нужна.
Почем диплом?
Мне кажется, что мы достигли того состояния, когда студентам все равно, платное или бесплатное образование они получают. Просто у кого-то есть деньги, а у кого-то их нет. Но представление о том, что бесплатное образование – это хорошо, а платное – это плохо, уже исчезло. Более того, опросы показывают, что большинство населения страны готово платить за высшее образование. Вопрос в том, сколько. В своих исследованиях я сталкивался с людьми, которые получают социальные пособия по бедности, а дочка в семье учится платно (правда, в областном вузе, где платить надо мало). Потому что она хочет научиться рекламе и пиару, а там весь прием на эту специальность, понятно, платный.
В конце 90-х годов существовало повсеместное убеждение, что платные студенты – это ленивые студенты, которые плохо учатся. И даже в начале 2000-х мнение преподавателей оставалось таким же. Причем сами студенты в это время уже почти не отличали платных сокурсников от бесплатных. Помню случай, в одном московском вузе профессор объявил очень трудный факультатив и потом рассказал, что к нему ходят всего семь человек, и из них пять – платные студенты. Тогда у меня родилась гипотеза, что есть градация вузов по качеству коммерческих студентов. Если это очень хороший вуз, то там и платные студенты будут очень хорошего качества. Ведь они туда идут не потому, что не хотят учиться, а потому, что они что-то сдали не так хорошо, чтобы попасть на бюджетное отделение. Но они хотят, чтоб было интересно и трудно, и идут на сложные специальности в хорошие вузы.
Сейчас у меня такое впечатление, что в нашем вузе вообще никакой разницы между коммерческими и некоммерческими студентами нет. И среди платных студентов есть удивительно мотивированные и талантливые. Хотя, конечно, при нашей системе они ко второму курсу перестают платить, потому что учатся на все пятерки и переводятся на бюджет.
5uglov.ru
Статья по теме: Модель менеджера образования.
Щербинова Наталья Николаевна
Модель менеджера образования
Вхождение России в мировое экономическое сообщество, развитие рыночных отношений приводят к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Появляются новые области деятельности, возникает потребность в подготовке управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Ключевая роль принадлежит здесь менеджменту и менеджеру как профессиональному управляющему.
Основными направлениями развития образования в России сегодня является гуманизация образование по выбору, личностно-ориентированное обучение. Главной ценностью образования становится развитие в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни.
Проблема: Система управления образованием, сложившаяся в предшествующий период развития страны, сегодня нуждается в совершенствовании и обновлении так, как не способна обеспечить переход образовательных учреждений с экстенсивного на интенсивный путь развития и саморазвития, осуществить замену субъект-объектных отношений в системе «руководитель-учитель – ученик-родитель» на субъект-субъектные, составляющие основу саморазвития каждой личности. Учитывая актуальность и не разработанность проблемы подготовки менеджеров для системы образования, а также необходимость обобщения и использования в процессе их обучения передового управленческого опыта и результатов исследования проблем менеджмента в системе образования необходимо разработать модель менеджера образования.
Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования — это профессионал, способный творчески осуществлять
профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.
Объект исследования — модель менеджера образования.
Предмет исследование — модели менеджеров образования.
Цель исследования: изучив возможные модели подготовки менеджеров образования выбрать ту, которая будет способствовать результативной управленческо-педагогической деятельности.
В сложном мире образования выдвигается следующая гипотеза модель подготовки менеджерам образования к управленческо-педагогической деятельности будет целостной и потенциально результативной, при следующих условиях:
- ее разработка осуществляется с опорой на теорию контекстного обучения, в котором интегрируется предметное и социальное содержание будущего профессионального труда, обеспечивается трансформация учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста — менеджера образования;
- содержание образования имеет два источника: содержание научных дисциплин, преобразованное в учебные предметы, и содержание будущей профессиональной деятельности менеджера образования, в виде его основных профессиональных функций, проблем и задач.
- Модель процесса подготовки менеджера образования реализуется на основе функционального содержания его деятельности в направлении развития личности субъектов образовательного процесса и через организацию рефлексивного взаимодействия, в ходе которого стимулируется их творческое саморазвитие-
Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ и обобщение основных подходов к подготовке и переподготовке специалистов в целом и менеджеров образования, в частности;
2. Осуществить рефлексию психолого-педагогических и организационно -у правленческих основ системы подготовки менеджеров образования;
3. Исследовать содержание и функциональные характеристики деятельности менеджера образования, определить основные виды деятельности руководителя, разработать на этой основе типологию учебно-познавательных проблем и задач.
Менеджер является организатором людей на уровне высокого искусства, а потому менеджер образования — это профессия, требующая особой подготовки. Задача менеджеров образования на данном этапе — сформировать способность воспринимать этот целостный процесс, обеспечить развитие каждого из отдельных процессов, суметь определить противоречия, лежащие в их основе, найти способы их решения.
Отсутствие же нормативно-логических описаний управленческой педагогической деятельности, реформирование и обновление образования требуют разворачивания профессиональной управленческой деятельности, направленной на развитие системы за счет специфических форм, методов, техник, позволяющих перейти к качественно новому будущему. Это становится возможным только при условии развития самих управляющих -менеджеров образования.
Деятельности менеджера образования присущи черты, характерные для деятельности вообще, но и особенные, связанные с управлением образовательным учреждением. По своей природе деятельность менеджера образования полифункциональная, он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника, общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования 4 блока:
- административный
- педагогический
- коммуникативный
- исследовательский.
При этом последние дна блока — коммуникативный и исследовательский — присутствуют в двух первых и обслуживают их.
Большое значение — в деятельности менеджера образования придается педагогическому блоку. Такие педагоги прошлого, как Н.А.Корф, К.И.Пирогов, Н.Ф.Бунаков, К.Д.Ушинский считали, что деятельность директора должна носить педагогический характер. Эту точку зрения разделяют и современные отечественные педагоги (М.Д. Кондаков, В.П.Стрезикозин, Ф.Г.Паначин и др.). Характерно, что в теории управления также выделяется педагогический аспект деятельности руководителя, их воспитывающее воздействие на коллектив. Наиболее четко идея педагогического характера деятельности директора выражена у В.А.Сухомлинского «…хороший директор — это, прежде всего, хороший организатор, воспитатель не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, так и по отношению ко всем воспитателям школы и учителям». Вместе с тем, деятельность менеджера образования отличается по характеру от деятельности учителя. Педагогической деятельности соответствует деятельность, основанная на разделении труда, которая предполагает выделение в процессе труда отдельных функций, выполняемых различными людьми. «Субъектом совместной деятельности учителей является директор. Труд директора как бы вбирает в себя труд других людей, на этой стадии происходит аналитическая деятельность директора, осмысление и обобщение управления учебно-воспитательным процессом».
Очевидно, что целью деятельности менеджера образования является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социальной личностью значимых результатов в обучении, воспитании, развитии школьников. Деятельность по управлению образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Таким образом, деятельность менеджера образования по своему содержанию является управленческой и педагогической. Управленческо — педагогическая деятельность менеджера образования имеет своей целью обеспечение условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ним задач.
Управлять — значит приводить к успеху других. Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня, в самовыражении через творческую профессиональную деятельность.
Творческую личность определяют не только творческий потенциал, но и степень активности социальной, профессиональной, познавательной в его реализации. В современной педагогике и психологии намечены только общие подходы к решению этого комплекса проблем (А.Г.Асмолов).
Творческую природу педагогической деятельности отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.С.Сухомлинский. Она достаточно глубоко исследована и современными учеными.
В современной психолого-педагогической литературе педагогическое творчество рассматривается как процесс решения учебно-воспитательных задач и проблем в меняющихся обстоятельствах. А.М.Матюшкин, изучая компоненты творческой профессиональной деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия; способы деятельности; условия деятельности; стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка.
В многочисленных публикациях по управлению и менеджменту
утверждается понятие об управленческом решении как единице
управленческой деятельности, в котором эта деятельность концентрируется. Большинство авторов выделяют следующие стадии принятия управленческого решения:
- возникновение проблемной ситуации
- появление проблемы, се определение
- описание проблемной ситуации
- сбор и обработка информации
- формулирование критериев решения
- выработка курса действий
- возможные последствия принятого решения
- план действий по реализации решения
- выполнение принятого решения
10. результаты контроля хода реализации.
Сравнительный анализ стадий творческого процесса педагога со
стадиями принятия управленческого решения показывает их практическую тождественность, что еще раз доказывает управленческо-педагогическое содержание деятельности менеджера образования и присутствие управленческого аспекта в деятельности педагога, а также творческий характер управленческой деятельности.
Функции менеджера:
Стандартизированные: обычные повседневные проблемы,
вытекающие из управленческого цикла; решая их, менеджер
действует стандартно. Его функция состоит в том, чтобы
«почувствовать» проблему» идентифицировать ее и взять на себя
ответственность за начало действий. На этом уровне важно обладать
управленческим организаторским чутьем;
- ситуативный, где требуется доля инициативы и свободы действий,
но в определенных границах. На этом уровне менеджер должен оценить целый круг возможных решений и выбрать наиболее подходящее. Помимо управленческого чутья здесь требуется управленческая компетентность и профессионализм; - инициативный, на этом уровне менеджер должен выбрать
творческое решение на основе возможных проверенных и
некоторых новых идей, здесь требуется решительность и
способность сделать прорыв в неизвестное;
— инновационный — наиболее сложный, требующий совершенно
нового подхода. Менеджеру необходимо найти способы понимать новые непредсказуемые проблемы, решение которых требует от него нового мышления.
При разработке проблемы исследовательского подхода к управлению Т.И. Шамова сделала вывод о том, что управленческая деятельность по сути своей имеет исследовательскую направленность, хотя и отличается от исследовательской деятельности по результатам и условиям. Управленческая и исследовательская деятельности едины по своей логике, методологической основе и целям. В конкретных условиях менеджер расширяет комплекс методов и средств, и в этом проявляется его творчество .
С позиций личностного подхода в многомерной творческой деятельности менеджера выделяются следующие компоненты: мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой. Требования к деятельности и личности менеджера, позволяют определить ключевые области, характеризующие его управленческую деятельность и личность:
- умение управлять собой — интегративная способность,
вклад чающая равновесие личностных и профессиональных
потребностей, рациональное и результативное использование времени, эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, коррекция стрессов; - личностные ценности — основные жизненные позиции,
позволяющие принимать правильные управленческие решения; - личные цели;
- саморазвитие на основе знания себя и своих индивидуальных
возможностей; - навыки решения проблем;
- способность к инновациям — способность, включающая положительную оценку творческого подхода других людей и веру в свои силы, настойчивость в выполнении задач,
- умение порвать с традициями, потребность в переменах,
способность принимать идеи, умение учиться на ошибках,
стремление к риску; - способность оказывать влияние на людей;
понимание специфики управленческого труда; - способность руководить, эффективно использовать людские ресурсы; способность обучать и развивать;
— способность формировать коллектив.
Анализ вышеперечисленных требований в форме качеств личности делает очевидной направленность их на осуществление творческой управленческо-педагогической деятельности, а также позволяет сделать предположение о том, что системообразующим элементом управленческо-педагогического творчества является креативность как потенциальная готовность к творческому процессу. При этом стимулирующим началом творческого процесса являются эмоционально-волевая и мотивационная сферы, а регулирующим фактором выступает творческое мышление.
Готовность к творческой управленческо-педагогической деятельности определяется уровнем развития индивидуальности личности. Это, в свою очередь, является одной из основных задач системы профессиональной подготовки менеджеров. Потребность в самореализации – важнейшая характеристика творческой индивидуальности.
Высший уровень саморегуляции характеризует личность как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную стратегию и тактику. В деятельности проявляется самостоятельность, инициативность, ответственность субъекта. Основу самоуправления составляет процесс осознания себя субъектом жизнедеятельности. Центральное звено этого явления — рефлексия как познание и самоанализ человеком явления собственного сознания.
Наличие же рефлексивной позиции у менеджера образования необходимо в двух аспектах:
- мотивационном, отражающем направленность личности па
самопознание; - процессуальном, показывающем степень развития навыков,
необходимые для осуществлении рефлексии.
Таким образом, управленческо — педагогическая деятельность по своим компонентам представляется творческим процессом. Управленческо-педагогическое творчество мы определяем как сознательную, целеполагающую деятельность менеджера образования, направленную на высокоэффективное и результативное решение управленческо-педагогических задач, в процессе решения которых развивается личность самого менеджера. Основу творческой управленческой и педагогической деятельности составляет профессиональное управленческое педагогическое мышление.
Профессиональное мышление — это отражение и преобразование в обобщенном виде в психике объективного характера процесса деятельности» детерминируемых спецификой явлений, целями и задачами деятельности, а также творческим опытом. В основе профессионального мышления, как правило, лежит формально-логическое мышление. Чаще всего в процессе профессиональной деятельности используются методы научной индукции. Мышление менеджера должно быть в большей мере категориальным и диалектическим, приближающимся к мышлению исследователя, поскольку управленческие решения, принимаемые менеджером, носят диалектический характер. Выявление противоречивых взаимодействий сторон этих ситуаций требуют творческого применения философских, педагогических, психологических категорий к конкретной ситуации.
Такой диалектический анализ и синтез на основе оперирования категориями сеть творческий познавательный акт, приближающий исследование специалиста к исследовательскому мышлению. Категориальный синтез мышлении менеджера является особым способом, необходимым для раскрытия и объяснения конкретных противоречий управляемых процессов. Поэтому уровень этой деятельности должен быть теоретико-практическим.
Исследования, проведенные среди менеджеров образования, показывают, что до 62% из них обладают управленческо-педагогическим мышлением на стихийно-эмпирическом: уровне и в своей работе, в основном, опираются на повседневную практику, В то же время на необходимость творческого подхода в управлении указывают более 50% опрошенных. При оценке экспертами качеств, не обходимых менеджеру для управления современным образовательным учреждением, 10% составляют качества, характеризующие творческую деятельность творческой личности .
Подводя итога, можно сделать вывод о том, что для эффективного и плодотворного решения задач в процессе образовательной деятельности, менеджер образования должен обладать высоким творческим уровнем управления. А это возможно только при организации соответствующей профессионально-творческой подготовки менеджеров образования.
Литература:
1. Анисимов О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология, — М., 2002,
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, — М,: Педагогика, 1993г.
3. Беспалько В.П., Тагур О..Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989.
4. Беспалько В.П. О критерии качества подготовки специалистов У/ Вестник высшей школы. — 1998.- №l.- С.3-8.
5. Гальперин О.П.Управление формированием психических
процессов. М., 1977.
- Конаржевский Ю.А. Концепция внутришкольного управления.- Алма-Ата, 1990.
7. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М, 1992.
8. Талызина Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории. Современная высшая школа.- 1977.- №1(17). — С. 91-93.
9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. 1973г.
10. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста.- Саратов, 1988.
11. Шипилина Л.A. Технология управления саморазвитием менеджера: Учебное пособие, Омск,1998.
nsportal.ru